Top.Mail.Ru
О компании
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
Продукция
  • Баллоны
    • Дыхательные системы и самоспасатели
    • Медицина и экстренная помощь
    • Пейнтбол, страйкбол и пневматика
    • Технические и лабораторные газы
    • Пищевые газы
    • Авиация
    • Космос
    • Водородная и метановая энергетика
    • Баллон системы
    • Сопутствующие товары
  • Сопутствующие товары
Баллон системы
Услуги
  • Техническое освидетельствование баллонов
  • Установка вентиля
  • Замена вентиля
Проектирование и разработка
Документация
Контакты
    Скачать общий каталог
    +7 (495) 989-48-42
    +7 (495) 989-48-42
    E-mail
    zakb@safit.info
    Адрес
    141351, Московская область, г. Сергиев Посад, деревня Жучки, дом 2д
    Режим работы
    Пн - Пт: с 9:00 до 18:00
    Сафит
    Сафит
    Каталог
    По всему сайту
    По каталогу
    Профиль
    0 Сравнение
    0 Ваш заказ
    Сфера применения
    • Дыхательные системы и самоспасатели
    • Медицина и экстренная помощь
    • Пейнтбол, страйкбол и пневматика
    • Технические и лабораторные газы
    • Пищевые газы
    • Авиация
    • Космос
    • Водородная и метановая энергетика
    • Другие
    Рабочая среда
    • Сжатый воздух
    • Азот
    • Аргон
    • Водород
    • Гелий
    • Закись азота
    • Кислород
    • Медицинские газовые смеси
    • Сварочные газовые смеси
    • Углекислота
    • Хладон
      Сафит
      Скачать каталог баллонов
      Каталог
      По всему сайту
      По каталогу
      Профиль
      0 Сравнение
      0 Ваш заказ
      Сафит
      Телефоны
      +7 (495) 989-48-42
      E-mail
      zakb@safit.info
      Адрес
      141351, Московская область, г. Сергиев Посад, деревня Жучки, дом 2д
      Режим работы
      Пн - Пт: с 9:00 до 18:00
      0
      0
      • Кабинет
      • 0 Сравнение
      • 0 Ваш заказ
      • Компания
        • Компания
        • О компании
        • Новости
        • Статьи
      • Услуги
        • Услуги
        • Техническое освидетельствование баллонов
        • Установка вентиля
        • Замена вентиля
      • Каталог
        • Каталог
        • Баллоны
          • Баллоны
          • Дыхательные системы и самоспасатели
          • Медицина и экстренная помощь
          • Пейнтбол, страйкбол и пневматика
          • Технические и лабораторные газы
          • Пищевые газы
          • Авиация
          • Космос
          • Водородная и метановая энергетика
          • Баллон системы
          • Сопутствующие товары
        • Сопутствующие товары
      • Балон системы
      • Проектирование и разработка
      • Лицензии и сертификаты
      • Контакты
      +7 (495) 989-48-42
      • Телефоны
      • +7 (495) 989-48-42
      • zakb@safit.info
      • 141351, Московская область, г. Сергиев Посад, деревня Жучки, дом 2д
      • Пн - Пт: с 9:00 до 18:00
      Главная
      Блог
      Вызовы и перспективы использования металлокомпозитных баллонов высокого давления для транспортировки и хранения водорода

      Вызовы и перспективы использования металлокомпозитных баллонов высокого давления для транспортировки и хранения водорода

      В.В.Тимофеев, И.К.Лебедев 

      ООО САФИТ, 141351, Московская область, Сергиево-Посадский район, Жучки, дом 2д, офис 3 

      Challenges and prospects of using high-pressure metal composite cylinders for hydrogen transportation and storage 

      V.V.Timofeev, I.K.Lebedev 

      LLC SAFIT, 141351, Moscow region, Sergiev-Posad district, Zhuchki village, building 2d e-mail: v_timofeev@safit.su


      DOI 10.24412/cl-37211-FC-2024.41

      В данной статье рассматриваются технологии хранения и транспортировки водорода с учетом мировой практики и планов развития водородной энергетики в Российской Федерации до 2035 года. Области применения водорода как топливного газа весьма различны от ракетных двигателей и водородных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) до, набирающих популярность по мере развития технологий, водородных топливных элементов различного состава и характеристик. В США на смеси водорода и кислорода работали ракетоносители программы Space Shuttle, а год назад была успешно запущена тяжелая ракета Space Launch System. В России ведутся разработки третьей ступени тяжелого ракетоносителя Ангара-5, которая также будет работать на водороднокислородной смеси. Водородные ДВС уже представили такие компании, как BMW, Toyota, Vankel, VM Motori. Водородными топливными ячейками занимаются уже многие и на ряду с ними такие гиганты, как Bosch и Forvia. Стоит отметить передовые достижения в этой области компании ZeroAvia, основанной выходцами из России, которая, совместно с Boing, разрабатывает самолет на водородных топливных элементах, при этом дизайном и производством низкотемпературных водородных топливных элементов они занимаются сами. 

      Нельзя не заметить и колоссальную по инвестициям, политической и информационной поддержке компанию в США и Европе по «перезагрузке» энергетической системы в сторону водорода, связанную с геополитической ситуацией и продвижением «зеленой» повестки. В США и Европе весьма развита и продолжает расширяться сеть водородных трубопроводов. По данным Аргоннской национальной лаборатории Министерства энергетики США подключение к трубопроводу начинает быть экономически оправдано в случае, если потребителю требуется не менее 1000кг водорода в день. В США и Европе концентрация таких потребителей достаточно высокая за счет локализации химических производств в технологических и логистических парках. В России крупных локальных розничных потребителей пока нет и расстояния от существующих источников водорода делают затраты на трубопроводную инфраструктуру неоправданными. Например, для заправки объемом 1000 кг водорода требуется проходимость 200 легковых авто в день. Это уровень развитого локального рынка с разветвленной инфраструктурой заправок и количество эксплуатируемых автомобилей на водороде на нем должно быть порядка 120000 шт. 

      Таким образом водород надо как-то доставлять конечным потребителям и хранить. Криогенные системы, конечно, незаменимы для ракетно-космической отрасли, но есть уже и криогенные баки для автомобилей. Эта технология позволяет достичь высоких показателей плотности, но удержать водород в жидком состоянии тяжело, поэтому есть неизбежные потери продукта и сами системы относительно дорогие. 

      Металлогидридные (МГН) системы пока мало используются ввиду недостаточной отработки технологии и высокой цены из-за содержания цветных и редкоземельных металлов. Также они имеют большую массу и требуют разработки сложной системы обеспечения и управления температурными параметрами. 

      В настоящее время одним из самых распространенных способов доставки топливного водорода является его компримирование в сосудах высокого давления в диапазоне от 200 до 700 атм. Для этих целей часто применяются баллоны 4-го типа с полимерным лейнером, так как он показывает одновременно и высокую весовую эффективность изделия, и технологичность его производства. Однако у этого баллона есть ряд существенных недостатков из-за использования полимеров в качестве лейнера. Общим недостатком полимерных материалов является их деструкция в контакте с газами и жидкостями, связанная с явлением диффузии среды в полимер. Суть явления состоит в том, что, проникая в материал за счет диффузии и молярного переноса по дефектам структуры полимера, среда способствует повышению подвижности структурных элементов, играя роль смазки, что способствует разрыву связей в макромолекулах полимера, разрыхлению его структуры, его охрупчиванию и появлению локальных трещин. Описанный процесс обычно называют коррозионным растрескиванием полимеров, и он один из самих распространенных типов разрушения полимеров, определяющий области их использования. Кроме отмеченного выше, при циклических нагружениях полимеров происходит их разрушение в силу так называемого «кессонного» эффекта. В данном случае среда при повышенном давлении диффундирует в структуру полимера, а после снятия нагрузки, давление продиффундировавшей внутрь полимера среды разрывает полимер (Рисунок 1).

      Screenshot_1.png

      Еще одной проблемой применения баллонов 4-го типа для водорода является на порядки более высокая газопроницаемость полимерного лейнера по сравнению с металлическим. 

      В данной работе представлены результаты создания сверхлегких металлокомпозитных баллонов высокого давления (МКБ ВД) для компримированного и крио-компримированного водорода, разработанных компанией Сафит на основе уникальной запатентованной технологии, которая позволяет решить проблемы с безопасностью, возникающие при использовании композитных баллонов 4-го типа. Газонепроницаемым барьером в данной технологии является тонкостенный 0,5мм лейнер из нержавеющей стали, армированный углеродной нитью (Рисунок 2). 

      Технологическое решение Сафит с применением нержавеющих сталей в качестве лейнера идеально подходит для компримированного водорода. Согласно справочнику нефтехимика под общей редакцией О. К. Огородникова издание 1978 года водородное охрупчивание отсутствует при использовании легированных сталей с содержанием хрома не ниже 12%, например 12Х18Н10Т (AISI 321) даже при температуре 600°С и давлении до 80МПа (Рисунок 3).

      Screenshot_2.png

      Рисунок 3. Ссылка на справочник нефтехимика под общей редакцией О. К. Огородникова издание 1978 года. 

      Кроме решения проблемы водородного охрупчивания в композитных баллонах с лейнером из нержавеющей стали практически отсутствует проницаемость водорода. 

      Результаты: 

      1. Результаты проектирования и производства металлокомпозитных баллонов для хранения и транспортировки компримированного водородного топлива показали весовую эффективность баллонов Сафит на уровне лучших мировых аналогов. 

      2. Компанией Сафит также разработан и изготовлен пилотный образец высокотехнологичной криогенной емкости в которой применена комбинация композитных материалов с уникальной вакуумной тепловой изоляцией. Совместно с БГТУ «ВОЕНМЕХ» ИМ. Д.Ф. УСТИНОВА проведены испытания по определению тепловой изоляции конструкции, без вакуумирования емкости. Полученный коэффициент теплопроводности λ=(0.0645±0.0043) Втм∗К сопоставим с хорошими теплоизоляторами, что говорит об относительно эффективных теплоизоляционных свойствах многослойной стенки бака. Ожидается улучшение теплоизоляционных свойств после отработки образца с системой вакуумирования. 

      Литература: 

      [1] Васильев В.В., Мороз Н.Г. «Композитные баллоны давления. Проектирование, расчет, изготовление и испытание», Инновационное машиностроение (2015).

      Скачать статью в PDF формате можно по ссылке.

      Назад к списку
      Подпишитесь на рассылку наших новостей и акций
      Подписаться
      Подписаться
      на новости и акции
      Связаться с нами
      +7 (495) 989-48-42
      +7 (495) 989-48-42
      E-mail
      zakb@safit.info
      Адрес
      141351, Московская область, г. Сергиев Посад, деревня Жучки, дом 2д
      Режим работы
      Пн - Пт: с 9:00 до 18:00
      zakb@safit.info
      141351, Московская область, г. Сергиев Посад, деревня Жучки, дом 2д
      Компания
      О компании
      Новости
      Статьи
      Информация
      Сертификаты
      Помощь
      Условия оплаты
      Условия доставки
      Гарантия на товар
      © 2025 САФИТ
      Конфиденциальность
      Разработано в

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

      Все ресурсы сайта safitcylinder.ru, включая (но не ограничиваясь) текстовую, графическую, фотографическую и видео информацию, структуру, дизайн и оформление страниц, доменное имя, фирменное наименование являются объектами авторского права и прав на интеллектуальную собственность, защищены российским законодательством и международными соглашениями об охране авторских прав. Запрещается любое использование содержания страниц и контента данного сайта на других площадках без предварительного согласия правообладателя. Запрещаются любые иные действия, в результате которых у пользователей Интернета может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к safitcylinder.ru.

      Главная Каталог 0 Корзина Кабинет Контакты Компания